Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина»

Адрес455039, Челябинская область, Магнитогорск, Московская, 14

Контакты администрации

Музей

Руководитель музея:

musei1.jpg

Алёшина Надежда Матвеевна

 Пионерия Магнитогорска

 Поэма "Колея" (6 глава)

 Школе 13 - 75 лет

 проект "Виртуальный музей" - sh13-museum.ucoz.ru

  Встреча выпускников 77 года

  Конкурс "Казачество" 

  Первая научно-практическая  конференция научного общества учащихся "Первые открытия"      {текст работы}        {презентация}

Программа деятельности школьного музея

musei.jpg

Программа   деятельности  музея:

К сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, поток политического словоблудия, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память. В романе Ч.Айтматова «Буранный полустанок» есть легенда о манкуртах, которые не знали, кто они, какого рода – племени, не ведали своего имени, не помнили отца и матери, - одним словом, не осознавали себя людьми.

Перед нашим обществом в полный рост  встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.

Но в условиях школы  наличие музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории. За маской напускного равнодушия: «Пришли? Спросили? Ну, так и быть, расскажу, хотя, что я знаю-то!?», скрывается удовлетворение от того, что нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые составляют основу наших музейных фондов.

Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.

Функции школьного музея:

Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. «Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими события.

Все это доказывает, что школьный музей, являясь частью образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Целью программы является: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:

  1. Активация работы школьного музея, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;
  2. Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
  3. Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
  4. Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
  5. Оформление и экспонирование материалов;
  6. Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
  7. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
  8. Организация научно-исследовательской работы
  9. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики

Принципы работы школьного музея:

  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
  • Использование в учебно-воспитательномпроцессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
  • Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
  • Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с городскими музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Основные направления деятельности музея:

  • Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
  • Поисковая, научно-исследовательская работа.
  • Экскурсионно-просветительская работа.
  • Развитие сетевого взаимодействия.
  • Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

Формы работы школьного музея:

  • лекции
  • экскурсии
  • консультации
  • литературные и исторические гостиные
  • киносеансы
  • встречи с интересными людьми
  • исторические игры, викторины
  • проектная и исследовательская деятельность
  • использование интернет – технологий
  • создание видеопрезентаций
  • посещение школьных музеев и музеев города и области
  • оформление выставок

Организация работы школьного музея:

  1. Совет содействия: зам. директора по воспитательной работе, председатель родительского комитета

школы, председатель общественной детской организации «Губерния».

  1. Совет музея: школьный психолог, социальный педагог, руководитель школьного музея, педагог организатор,учитель изо и труда, члены актива музея.
  2. Рабочие группы:

o      Исследователи

o      Архивариусы

o      Экскурсоводы

o      Оформители

o      Программисты